Наименование образовательной программы | ООП | ООП | АООП | |
Уровень образования | Дошкольное образование | |||
Форма обучения | очная | очная | Обучение на дому | |
Нормативный срок обучения | 4 года | 2 года | ||
Срок действия государственной аккредитации | Не имеет аккредитации | |||
Язык, на котором осуществляется образование | В Учреждении образовательная деятельность осуществляются на русском и якутском языках. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). | Положение о языке образования | ||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Преподаваемые дисциплины в ДОУ
Содержание Программы охватывает следующие образовательные области: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие. |
|||
Прохождение практики образовательной программой | не предусмотрено. | |||
Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | используется по возможности | |||
Описание Основной образовательной программы
Основная образовательная (общеобразовательная) программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Солнышко» с. Намцы МО «Намский улус» РС(Я)» является нормативно-управленческим документом, определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса ДОУ. Программа определяет организацию образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» с. Намцы», а также ее объем, содержание, планируемые результаты.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и иными документами, регламентирующими деятельность дошкольной образовательной организации:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №8914 г. Москва);
— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Программа разработана с учётом Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги»/ Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019г.
Программа ориентирована на родителей (законных представителей) детей в возрасте от 1 года до 3 лет и доступна для ознакомления. Содержание Программы зависит от возрастных особенностей детей, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста и охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО:
— Познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.
— Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым.
— Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.
— Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.
— Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни.
Цели Программы: Развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М.И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. В соответствии с данными позициями определяющими факторами развития ребёнка раннего возраста является общение ребёнка со взрослым и ведущая предметная деятельность. При адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные, человеческие способности и личностные качества — познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и др.
Одним из главных принципов является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребёнка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит своё отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребёнку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жёстких правил и норм, ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
Принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребёнка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание Программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками.
Опора на игровые методы. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребёнку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребёнка, отношение к нему как к самоценной личности — всё это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребёнка и его полноценного развития. Личностно ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. Ребёнку предоставляется возможность выбора игр, занятий, материалов.
Принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому направлениям.
Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.
Принцип преемственности — преемственность образования детей на разных возрастных этапах, обеспечение успешного перехода детей из раннего в дошкольный возраст. Также, принцип преемственности предполагает достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в образовательной организации и семье.
Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в Программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
Программа ориентирована на детей с 1 года до 3 лет. Программа реализуется в течение пребывания детей в группах раннего возраста МБДОУ «Детский сад N 1 «Солнышко» с. Намцы».
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт).
Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей детей с НОДА, не имеющих умственной отсталости или (и) сенсорных нарушений. В тех случаях, когда у ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, включающий кроме двигательного нарушения умственную отсталость, то, в зависимости от выраженности двигательных нарушений и степени умственной отсталости, следует либо разработать для ребенка специальную индивидуальную программу развития (СИПР), либо, в случае легких двигательных нарушений, рекомендовать программу для детей с умственной отсталостью.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников с НОДА конструируется мотивирующая образовательная среда.
Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
- предметная деятельность;
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с НОДА в социум.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Настоящая Примерная адаптированная основная образовательная программа (далее – ПрАООП) дошкольного образования разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.
Целью АООП для детей с ЗПР является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста общеобразовательных группах (инклюзивное образование) и, в тяжелом случае, обучение на дому для их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ЗПР; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слепых детей, их особых образовательных потребностей с описанием коррекционно-компенсаторных задач по направлениям педагогической деятельности. С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушением зрения содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей слепому ребенку профилактику и при необходимости коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе, адаптацию и интеграцию слепых детей в общество.
Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых детей, не имеющих других, кроме зрительного, первичных нарушений (сенсорных, интеллектуальных, двигательных). В тех случаях, когда у слепого ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, по степени проявления позволяющий ему адаптироваться в детском сообществе, для него разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, основой которой выступает АООП.
Цель Программы – создание образовательной среды, обеспечивающей слепому дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
1) формировать общую культуру личности слепого дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;
2) обеспечивать развитие компенсации слепоты, профилактики появления и при необходимости коррекции вторичных нарушений, обусловленных трудностями чувственного отражения в условиях ограничения сенсорной сферы, с освоением ребенком умений и навыков пространственной ориентировки, развитием чувственной основы ориентации, познания окружающего, умений формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия, умений и навыков моторного поведения в разных видах деятельности;
3) обеспечивать освоение слепым дошкольником целостной картины мира с расширением знаний и формированием представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, связей предметных причинно-следственных, родовых, логических;
4) формировать у слепого ребенка образ Я с освоением схемы тела, развитием знаний и представлений о себе, развитием интересов об окружающем, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;
5) обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слепых детей с учетом и удовлетворением им особых образовательных потребностей;
6) создавать условия формирования у слепого ребенка предпосылок учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля, с развитием компенсаторных способов познавательной деятельности, личностных психологических образований;
7) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слепых детей.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и специальной педагогики.
В основе программы лежит системный подход к профилактике и коррекции нарушений развития детей в условиях зрительной депривации.
При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту ДО.
Аналитическая справка Оценка качества развивающей предметно-пространственной среды
Карта оценки психолого-педагогических условий реализации образовательных программ
Аналитическая-справка-Психолого-педагогические-условия
Положение о языке образования 2021
ООП ДО основ. обр. программы «ОткрытиЯ»
Календарно-тематический план воспитательной работы